Отличие налога от сбора — что говорит законодательство?

Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах». Кваша Ю.Ф. Налоговое право

Отличие налога от сбора — что говорит законодательство?

  • Роль налогов в современном государстве
  • Понятие, предмет, метод и теория налогового права
  • Налоговое право в системе наук
  • Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»
  • Международные договоры Российской Федерации
  • Налоговый кодекс РФ
  • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
  • Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
  • Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
  • Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
  • Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах
  • Налоговая система Российской Федерации
  • Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика России
  • Участники налоговых правоотношений
  • Права налогоплательщиков и плательщиков сборов
  • Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
  • Представители налогоплательщика, плательщика сборов
  • Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
  • Налоговые агенты
  • Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов
  • Налоговая администрация: цели и задачи деятельности
  • Организационные модификации налоговой администрации
  • Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации
  • Состав, структура и полномочия налоговых органов
  • Органы внутренних дел в системе налоговой администрации
  • Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
  • Принципы установления налогов и сборов
  • Элементы налога и их характеристика
  • Способы уплаты налогов
  • Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
  • Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
  • Порядок изменения срока уплаты налога и сбора
  • Налоговая отчетность
  • Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
  • Списание безнадежных долгов по налогам, сборам, пеням, штрафов
  • Сущность и формы налогового контроля
  • Государственный налоговый учет
  • Мониторинг и оперативный налоговый контроль
  • Камеральный и выездной налоговый контроль
  • Административно-налоговый контроль
  • Истребование документов
  • Выемка документов и предметов
  • Проведение осмотра
  • Проведение инвентаризации
  • Проведение опроса
  • Проведение экспертизы
  • Осуществление перевода
  • Общая характеристика налогового расследования
  • Характеристика основных модификаций налогового расследования
  • Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
  • Общая характеристика процедуры обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
  • Внесудебный порядок обжалования
  • Особенности подачи апелляционной жалобы
  • Судебный порядок обжалования
  • Общая характеристика налогового правонарушения
  • Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • Налоговые санкции
  • Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения
  • Уголовная ответственность за налоговые преступления
  • Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • Акцизы
  • Налог на доходы физических лиц
  • Единый социальный налог
  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • Сбор за пользование объектами животного мира
  • Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина
  • Транспортный налог
  • Налог на игорный бизнес
  • Налог на имущество организаций
  • Налог на имущество физических лиц
  • Земельный налог
  • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Упрощенная система налогообложения
  • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции

Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в т.ч. и органов исполнительной власти), кᴏᴛᴏᴩые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах будет составным элементом налогового законодательства.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст.

2 НК):

  • по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

Законодательство о налогах и сборах базируется на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и сборах входят:

  • законодательство РФ о налогах и сборах;
  • законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;
  • нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Введение в текст НК понятия «законодательство о налогах и сборах» и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

  1. специализированные федеральные законы, содержащие текст НК.

    Сюда же следует отнести законы федерального уровня, кᴏᴛᴏᴩые были приняты до 1 января 1999 г.

    , но не утратили силу к настоящему моменту;

  2. законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;
  3. федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в ϶ᴛᴏй сфере;
  4. федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;
  5. отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не ᴏᴛʜᴏϲᴙтся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с НК.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с НК.

Международные договоры Российской Федерации

В НК подтвержден приоритет норм международного законодательства, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством (ст. 7 НК).

Правила и нормы международных договоров РФ будут источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

  • они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов;
  • в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.В наибольшей степени распространенными формами международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, будут:
  • соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения;
  • соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.

Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в заключенных РФ консульских конвенциях.

Налоговый кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ – ϶ᴛᴏ кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Основные задачи НК. НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в т.ч.

:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г.

Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно региональные и местные налоги.

В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

Структура части первой НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.

В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.

В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.

В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.

Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с нормами разд. VII.

Вступление в силу и изменения части первой НК. Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4376/190201/%D0%A1%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9%20%C2%AB%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%C2%BB%20%D0%B8%20%C2%AB%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%85%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%85%C2%BB.html

Отличие сбора от налога: основные понятия

Отличие налога от сбора — что говорит законодательство?
Финансы 20 января 2017

Такие понятия, как налог и сбор, в экономике применяются практически везде. Они предполагают уплату конкретной суммы в бюджет. В законодательстве закреплено понятие налога и сбора. Отличие налога от сбора тоже существует.

Понятие налога

Налогом называется конкретная сумма, которая платится юридическими и физическими лицами в бюджет страны. Эта плата считается обязательной и безвозмездной. Сейчас налоги платят с заработной платы, продажи недвижимости, осуществления сделок.

Средства тратятся на нужды страны. Получается, что государство изымает некоторую часть денег у населения для обеспечения своей деятельности. Расчет размера налога определяется налогооблагаемой базой.

Виды и функции налогов

В России налоги бывают:

  • федеральными: платятся по всей стране;
  • региональными: существуют в субъектах РФ;
  • местными: утверждаются местными органами власти.

Обязательные платежи необходимы для перераспределения денежных ресурсов. Также они служат для регулирования экономических процессов, отслеживания своевременного пополнения бюджета.

Определение сбора

Понять отличие сбора от налога поможет толкование обоих понятий. Для получения какой-либо услуги от государственных органов производится платеж, называемый сбором. Средства перечисляют физические и юридические лица. Такая оплата выполняется единовременно и добровольно.

Если необходима услуга, то граждане за нее платят, поскольку это предусмотрено при сотрудничестве граждан с государственными органами. Сбор представлен в виде конкретной суммы, которая переводится за определенную работу. Его платят за получение лицензий, разрешений.

Сравнение

В чем отличие сбора от налога? Между этими понятиями нет большой разницы, поскольку они предусматривают уплату средств в бюджет. Но есть и различия между этими терминами. Отличие сбора от налога обусловлено тем, что вторые платежи считаются обязательными, а первые платятся при необходимости. А их оплата происходит одинаково.

Другое отличие сбора от налога заключается в том, что первые могут изыматься без разрешения гражданина, а для второго требуется согласие плательщика. Также платежи имеют разницу в расчете суммы. Налог представлен в виде процента, а сбор – в установленной сумме. Поэтому суммы могут отличаться.

Еще одно отличие сбора от налога заключается в том, что первый платеж безвозмездный, а по второму гражданин получает какую-либо информацию или услугу. Определяются оба они законодательством. Налог платится периодически, а сбор – только один раз.

На чем основаны налоги и сборы?

Правила начисления налогов и сборов заключены в главном документе – Налоговом кодексе РФ. Но есть вопросы, которые решаются на региональном и местном уровнях. Для этого выпускаются соответствующие документы.

По закону, региональные и местные власти могут сами утверждать принципы взимания платежей. Осуществляется это с помощью нормативных актов. В Налоговом кодексе устанавливается вид налога или сбора, правила их расчета, оплаты, а местные власти утверждают дополнения к нормам.

Информация о налогах

Оплата налогов является обязанностью граждан, поскольку эта норма прописана в законодательстве. Необходимо своевременно вносить средства, поскольку при задолженности предусмотрены штрафы и пени. Узнавать об их наличии и размерах получится несколькими способами. Можно обратиться в налоговую инспекцию, где сотрудник предоставит необходимую информацию.

Можно определять наличие и суммы налогов с помощью современных сервисов. Для этого работают порталы, помогающие быстро узнать нужную информацию по ИНН. После получения сведений будет понятно, какую сумму нужно внести.

Оплата налогов

Способов оплаты налогов существует множество. Использовать можно любой из них, поскольку средства все равно будут зачислены. У каждого предприятия есть специальный счет, который будет служить для обязательных платежей. Если наблюдается задержка, то происходит начисление пени. Тогда оплата производится с помощью судебных приставов.

Физическим лицам уведомления об оплате налогов поступают по месту регистрации. Гражданин может и самостоятельно обратиться в налоговую службу для получения необходимой информации. Оплата может выполняться с помощью любого банка, почтой, интернет-сервисами.

Ответственность за просрочку

Для своевременной оплаты государственными органами могут применяться следующие меры:

  • оповещение о срочной оплате;
  • начисление штрафов;
  • арест собственности;
  • приостановление процедур по банковским счетам.

Эти меры применяются только в крайних случаях. Обычно плательщику направляется уведомление о наличии задолженности. Ее нужно лишь оплатить удобным способом. Своевременное погашение обязательных платежей позволит не допускать начисления пени и штрафов.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/228374/

ФОП-Юрист
Добавить комментарий